Гданьск
Гданьск
Гданьск
История
Исторические даты
Ганза
Революции
Знаменитые Гданьчане
Туристам
Досторимечательности
Памятники
Музеи
Собешевский Остров
Королевская дорога
Городская ратуша
Мариацкий собор
Зелёные Ворота
Морской музей
Фортификации
Крепость в Вислоуйстье
Окрестности
Туристические трассы
Полезно знать
Туристическая информация
Транспорт
Прокат машин
Безопасность
Консульства
Гостиницы
Гостиницы в Гданьске
Молодёжные отели
Бизнес
Экономика
Бизнес в Гданьске
Бизнес-организации
Развлечения
Галереи
Театры
Кинотеатры
Дискотеки
Рестораны
Бары
Быстропит
Пиццерии
Кафе
Культурные центры
Зоопарк
Янтарь

Экономический потенциал

Порт и морской транспорт

Гданьский порт является крупнейшим перегрузочным центром на польском побережье и южной части Балтики. Кроме обслуживания массовых грузов (нефть, уголь, металлические руды) порт предлагает ряд линейных сообщений с балтийскими и западноевропейскими портами (прежде всего это паромные, контейнерные и ролкерные линии). Несмотря на наблюдавшиеся в последние годы колебания объема грузов, реализованных через Гданьский порт, считается, что к 2010 году грузовая масса возрастет в два раза. Стратегия развития, разработанная управляющим портовыми территориями АО "Управление Морского Порта Гданьск" / Зажонд Морскего Порту Гданьск СА ("Zarzad Morskiego Portu Gdansk SA") (ее пайщиком является также гмина Гданьск), предполагает интенсификацию погрузок. Это должно быть осуществлено, в том числе, с помощью расширения существующих терминалов и постройке новых, в том числе контейнерного терминала, терминала для погрузки жидких химикатов, зернового терминала, терминала для руды, пассажирского терминала, терминала для ролкеров. Порт в Гданьске претендует на статус регионального дистрибьюторского центра для Польши, стран CEFTA (Центрально-европейская ассоциация свободной торговли) и некоторых стран СНГ. Порт располагает также резервом территорий, на которых может проводиться промышленная деятельность, безопасная для окружающей среды и окружающих их жилых районов.

Судостроительная промышленность

До сих пор и в перспективе ближайших лет основой промышленности Гданьска остается морская экономика, а особенно судостроительная индустрия. После критической для судоремонтной промышленности середины девяностых, практически целиком приватизированная сейчас судостроительная индустрия испытывает динамичный рост продаж. Благодаря этому фирмы этого сектора располагаются в авангарде региональных фирм. АО "Гданськая Верфь, Группа Верфи Гдыня" ("Сточня Гданьска Група Сточни Гдыня СА" / "Stocznia Gdanska Grupa Stoczni Gdynia SA") систематически развивает свой производственный потенциал. Независимо от конъюнктуры мировых рынков, Поморское Воеводство удерживает в области ремонта судов сильную позицию, завоеванную прежде всего благодаря АО Гданьской Ремонтной Верфи ("Гданьска Сточня Ремонтова СА" / "Gdanskiej Stoczni Remontowej SA"), которое располагает самым крупным ремонтным потенциалом на польском побережье и классифицируется позицией в первых рядах в европейских и мировых рейтингах ремонтных судоверфей. Наибольшую прибыль ГРВ приносят заказы иностранных судовладельцев, которых верфь привлекает своими ценами и качеством работ. Гданьская Ремонтная Верфь, кроме ремонтов и модификаций, занялась также (в сотрудничестве с дочерним АО Северная Верфь (Сточня Пулноцна СА / Stocznia Polnocna SA)) строительством новых кораблей. В ассортименте обеих верфей присутствуют паромы, контейнеровозы, а также проекты для рынка офф-шор. Кроме судовой промышленности, в Гданьске развивается также производство и ремонт парусников и яхт. На Поморье производятся как копии средневековых ладей и судов, так и современные, комфортабельные моторные и парусные яхты, потребителями которых становятся любители парусного туризма и спорта со всей Европы.

Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность

Вторым столпом гданьской промышленности является нефтепереработка и химическая индустрия. АО Гданьский НПЗ ("Рафинерия Гданьска СА" / "Rafineria Gdanska SA") является вторым по величине производителем жидких топлив и нефтепродуктов в Польше (20% рынка жидких топлив). Осуществленная в годах 1995-2000 инвестиционная программа позволила НПЗ удвоить производственные возможности при одновременном снижении энергетических затрат и отходов продукции, и увеличении качества производимых продуктов. Кроме НПЗ в городе работают два других крупных химических предприятия - "АО Сяркополь" ("Siarkopol SA") и Гданьский Фосфорный Комбинат "Фосфоры" - значимый в стране производитель фосфорных удобрений. Значительную позицию занимает также АО Фрегат ("Fregata SA"), специализирующееся в продукции средств охраны растений.

Крупнейшие иностранные инвестиции

Иностранный капитал дольше всего присутствует в продовольственной промышленности: PepsiCo (прохладительные напитки, США), Dr Oetker (продовольственные концентраты, Германия), Fazer OY (кондитерские продукты, Финляндия), Baltic Malt (пивоваренный солод, Германия). Также растет доля иностранного капитала в фирмах, действующих на рынке высоких технологий. Американский Intel купил исследовательский отдел фирмы датского концерна Olicom, создав в Гданьске "Intel Technology Poland". Intel является также пайщиком другого гданьского акционерного общества - Wirtualna Polska, специализирующегося в интернет-услугах. Еще в одну фирму из отрасли телеинформатики - "Young Digital Poland", специализирующуюся в продукции мультимедийного программного обеспечения, инвестировал финский информационный концерн WS OY. Иностранный капитал также присутствует в предприятиях, связанных с продукцией и обеспечением телекоммуникационных услуг "UPC Telewizja Kablowa" (концерн UPC), оператор стационарной телефонии Netia (Telia AB). Иностранные инвесторы принимают также значимое участие в строительстве современной инфраструктуры торговли и услуг (KingCross Casino / Geant, Auchan / Leroy Merlin, IKEA, OBI, Top Meble, Praktiker, Castorama, Carreufor), сетей ресторанов (McDonalds, KFC / Pizza Hut), сетей АЗС (BP, Shell, Neste, Aral) и гостиничном бизнесе (Holiday Inn).

Строительство

Осуществление строительных инвестиций с различным предназначением обеспечивают местные строительные фирмы. В городе свои резиденции имеют четыре крупные биржевые общества: АО Гданьское Предприятие Дорожных Работ "Skanska" (Gdanskie Przedsiebiorstwo Robot Drogowych Skanska SA)(дорожное строительство), АО Гидробудова Гданьск (Hydrobudowa Gdansk SA)(водное строительство), АО Мостосталь Гданьск (Mostostal Gdansk SA)(строительство мостов, павильонов и стальных конструкций), АО Польнорд (Polnord SA)(промышленное и жилищное строительство), а также дочернее общество биржевого АО Эксбуд (Exbud SA) - АО Электромонтаж Гданьск (Elektromontaz Gdansk SA)(промышленное строительство и автоматика). Рядом с ними на рынке функционируют около 100 фирм среднего размера (промышленное и жилищное строительство, например, PB Inpro SA, PB Kokoszki SA, Hossa SA) и несколько сотен малых предприятий (главным образом жилищное строительство, земляные и отделочные работы). В городе и окрестностях действует также несколько десятков фирм, занимающихся производством строительных материалов. Город готовится к осуществлению одного из крупнейших в Европе инвестиционных проектов, каким будет строительство нового центра города на территории, принадлежавшей гданьской верфи. На этой постиндустриальной территории площадью около 100 га соединятся бизнес с услугами и жилищными функциями. Привлекательные для коммерческих и жилищных инвестиций территории можно найти и в пределах исторической части города. Город также владеет территориями для промышленных инвестиций. Инвесторов, настроенных на инвестиции типа "greenfield", ждут, в том числе, 200 га в промышленном районе Кокошки.

Научно-исследовательская база

Гданьск является одним из наиважнейших научных центров в Польше. Кроме вузов, в городе функционирует более десятка научно-исследовательских институтов и проектных центров. Развитая научно-техническая база и опытные научные кадры составляют ценный потенциал для широкого использования во внедренческих исследованиях в промышленности.

Научно-исследовательские учреждения в Гданьске

Научно - Исследовательский Центр Морской Техники
- военно-морская техника
- испытания и сертификация в областях судовой техники и антикоррозионных систем
Исследовательская Станция Института Мелиорации и Природных Ресурсов
- природные основы формирования и обустройства сельскохозяйственного производственного пространства
- экономика и управление водными ресурсами в сельском хозяйстве
- создание, охрана и использование водных ресурсов в сельскохозяйственных бассейнах
- оценка качества поверхностных вод и их охрана перед сельскохозяйственным загрязнением
- проектирование и эксплуатация сельскохозяйственных мелиорационных систем и устройств
- регулирование водных пропорций в почве
- водоснабжение деревень, канализация, очистка сточных вод и утилизация жидких и твердых отходов из деревенских территорий
- производственные и охранные функции зеленых угодий
- системы хозяйствования на зеленых угодьях
Институт Выращивания и Акклиматизации Растений
- Лаборатория Серологической Диагностики
- исследование качества сывороток и комплексов ELISA для диагноза патогенеза картофеля
- совершенствование способов приготовления сывороток
- совершенствование метода производства щелочной фосфатазы для комплексов ELISA
Государственный Геологический Институт, отдел Геологии Моря
- геологические исследования дна польской экономической зоны и прибрежной зоны
- геологическая картография
- поиски и исследования месторождений полезных ископаемых
- геохимические исследования вод и осадка
Институт Энергетики, отдел в Гданьске
- проблематика автоматизации производства и передачи электроэнергии
Институт Электротехники, отдел в Гданьске
- электроэнергетика, моторы и управление
- предохранители низкого и среднего напряжения
- электромагнитная совместимость электротехнических устройств
- сертификационные и конструкторские испытания
- рекомендации и экспертизы в области электроаппаратуры и устройств автоматики электрических машин и моторов
Институт Водного Строительства Польской Академии Наук (ПАН)
- строительная инженерия
- водная архитектура и строительство
- инженерия окружающей среды
Институт Трубопроводных Машин ПАН
- основы действия, проектирования, строения и развития машин, предназначенных для конверсии энергии в потоках
- механика жидкостей
- многофазовые потоки
- термодинамика и теплообмен
- физика плазмы
- лазерная техника
- механика машин
- изучение режимов и диагностика энергетических машин

Рынок труда

Столица Поморского Воеводства располагает квалифицированными кадрами работников разных специальностей, образованием которых занимается более десятка государственных и частных учебных заведений, расположенных на территории всего Тригорода. Только в Гданьске количество высших учебных заведений за последние 10 лет возросло от 6 до 10. В то же время более чем в два раза выросло число студентов - с 24,1 тысяч в 1990/91 учебном году до 57,7 тысяч в 2000/2001 году. Благодаря этому в Гданьске поддерживается очень высокий процент людей в трудовом возрасте с высшим образованием. Большинство студентов и выпускников гданьских вузов составляют слушатели бизнес-управленческих и инженерно-технических факультетов. Из года в год растет также число выпускников профессиональных училищ и профессиональных школ для взрослых, необходимых для профессиональной переориентации. Развитие высшего образования и программы профессиональной активизации будут способствовать дальнейшим положительным преображениям в области уровня образования и профессиональной подготовки. С мыслью о существующих и потенциальных работодателях вузы и профессиональные средние школы в Гданьске приступили к реализации образовательных программ, которые все в большей мере связаны со спросом на рынке труда. В то же время в обществе растет осознание необходимости самообразование и профессиональной переориентации, часто связанной с открытием собственного бизнеса. Среднее количество рабочих мест в 2000 г. превосходило 138 тыс. Реальное число работающих было выше, поскольку публичная статистика с 2001 года не регистрирует предприятий, в которых работает менее 10 человек, что является значительной частью сектора малых и средних предприятий (МСП). Максимальный процент принятых на работу имел место в промышленности (23,9%), торговле и ремонте (11,4%), и в строительстве (9,2%). Дополнительную базу рабочей силы обеспечивают остальные города тригородского агломерата и окрестные населенные пункты: Прущ Гданьский, Тчев, Старогард Гданьский, Картузы, Жуково.

Хозяйство новой экономики

За последнее десятилетие Гданьск стал важным центром промышленности, концентрирующейся вокруг новой экономики. Свои резиденции в Гданьске имеет несколько предприятий, занимающихся производством телекоммуникационного оборудования: DGT (крупные цифровые АТС), MikroTel (АТС и мини-АТС, телекоммуникационные аксессуары), Telkom-Telmor (элементы телекоммуникационной инфраструктуры). Над внедрением самых современных технологий трансмиссии данных в Гданьске работают ученые и инженеры, занятые в исследовательском отделе концерна Intel - "Intel Technologies Poland". В городе свои мультимедийные образовательные программы создает один из крупнейших в Польше производителей ПО - фирма Young Digital Poland. В Гданьске действует также второй по величине интернет-портал в Польше - Wirtualna Polska. Свою резиденцию имеет здесь также фирма Lido Technologies Poland, составляющая информатическую базу одной из крупнейших авиатранспортных компаний мира - германской фирмы Lufthansa. Кроме крупных фирм из сектора информационных технологий, в Гданьске находится несколько сотен малых фирм, занимающихся созданием специфического ПО (например, для нужд служб здравоохранения, архитектуры и строительства), компьютерными услугами и интернетом (услуги ISP, создание и администрация интернет-служб).

  www.Gdansk.ru