Гданьск
Гданьск
Гданьск
История
Исторические даты
Ганза
Революции
Знаменитые Гданьчане
Туристам
Досторимечательности
Памятники
Музеи
Собешевский Остров
Королевская дорога
Городская ратуша
Мариацкий собор
Зелёные Ворота
Морской музей
Фортификации
Крепость в Вислоуйстье
Окрестности
Полезно знать
Туристическая информация
Транспорт
Прокат машин
Безопасность
Консульства
Гостиницы
Гостиницы в Гданьске
Молодёжные отели
Бизнес
Экономика
Бизнес в Гданьске
Бизнес-организации
Развлечения
Галереи
Театры
Кинотеатры
Дискотеки
Рестораны
Бары
Быстропит
Пиццерии
Кафе
Культурные центры
Зоопарк
Янтарь

 

Мариацкий собор

Длина строения вместе с подпорами башни составляет 105 м; своды достигают 29 м. Высокую 77,6-метровую башню украшает смотровая площадка, с которой открывается восхитительная панорама города. К площадке ведут около 400 ступенек! Мариацкий собор – это самый большой храм из кирпича в Европе, строительство которого велось поэтапно в 1343-1502 гг. В храме находятся многочисленные произведения искусства эпохи Средневековья и Барокко: каменная Пьета 1410 г.; копия картины Страшный суд, написанной Гансом Мемлингом в 1472 г.; астрономические часы, созданные в 1464-1470 гг. Гансом Дюрингером; центральный алтарь, созданный в 1464 -1470 гг. Длина строения вместе с подпорами башни составляет 105 м; своды достигают 29 м. Высокую 77,6-метровую башню украшает смотровая площадка, с которой открывается восхитительная панорама города. К площадке ведут около 400 ступенек!

Строительство храма велось поэтапно в течение 159 лет. Первоначальный, меньший по размерам костел был построен в 1360-1361 гг. Он находился на территории нынешнего западного корпуса и имел форму базилики. На втором этапе строительства в 1379-1447 гг. был построен нынешний трансепт и пресвитерий, а затем началась надстройка башни. В ходе третьего этапа строительства 1484-1502 гг. обе стены боковых нефов и своды заменили на новые.

Мариацкий собор, Гданьск

Параллельно со строительством проходило оснащение каждой молельни – были установлены ценные произведения сакрального искусства, приобретенные благодаря богатым гданьским семьям и ремесленным цехам. Интенсивно развивалась также приходская жизнь – была создана полностью оборудованная библиотека. Наблюдался рост религиозно-социального престижа храма. Под его сводами встречали королей, приезжающих в Гданьск. 15 мая 1457 г. король Казимир Ягеллон оказал большую честь Гданьску и оставил за собой и своими преемниками право покровительства костела Пресвятой Девы Марии, а также право представлять кандидатов на место настоятеля храма.

В 1529 г. доминиканец Панкратий Клемме положил начало лютеранским богослужениям в храме. Католические богослужения проводились у центрального алтаря, а протестантские у бокового алтаря св. Николая. В период междуцарстия, после смерти Сигизмунда II Августа, костел целиком перешел в руки протестантов.

Мариацкий костел играл большую роль в культурной жизни города. В нем работали
выдающиеся органисты и композиторы европейского уровня, например: Пауль Зиферт (1623-1966), Генрих Дебель (1679-1693) и др. Здесь выступала известная CapellaGedanensis, традиция которой была заново открыта. Храм систематически посещали толпы людей со всего мира, среди которых были посетители «голубых кровей»: польские короли, представители шведской династии Ваза, царь Петр Iв мае 1717 г., император Наполеон Бонапарт, любимчик которого, барон Виван-Денон, похитил из Гданьска картину Ганса Мемлинга.

В 1762-1764 гг. в костеле был построен новый восхитительный амвон. Его автором был выдающийся гданьский скульптор Ян Генрих Мейснер и столяр Готлиб Лемм.

До разделов Польши костел был под королевским покровительством. После разделов, когда Гданьск был присоединен к Пруссии, началась частичная распродажа произведений сакрального искусства. В 1842 г. эрцгерцогуМаксимилиану, великому мастеру крестоносцев, был продан готический алтарь Св. Антония, который по сей день находится в костеле крестоносцев в Вене, а скульптура Божьей Матери с центрального алтаря была продана графу Сераковсому из Ваплева Велького.

Трагедия Второй мировой войны в большой степени коснулась и мариацкого храма. Во время сражений за Гданьск в марте 1945 г., в результате артиллерийского обстрела, сгорели деревянные конструкции крыш, рухнуло 40 % сводов, расплавилось несколько колоколов (среди них самый большой колокол GratiaDei, весящий 5300 кг, отлитый в 1543 г.). Все здание храма выгорело, но, к счастью, 80 % старинных элементов храма удалось спасти. Огромная заслуга в этом принадлежит реставраторам Музея вольного города Гданьска, а также руководству костела того времени. Они спасли от уничтожения достояние предыдущих поколений, накопленное за многие века в мариацком костеле. В конце 1944 г. они приняли решение, что элементы костела, а также других старинных строений, следует демонтировать. После надлежащих работ в целях предохранения от повреждений, старинные объекты были помещены в деревенских костелах, усадьбах, овинах и складах, разбросанных по всей территории бывшего Вольного города Гданьска. К сожалению, после войны многовековое достояние жителей Гданьска было захвачено властью коммунистического тоталитарного режима, разбросано по всей стране и только частично сохраненное в музеях Варшавы и Гданьска. Более 150 старинных объектов удалось вернуть. В настоящий момент прилагаются все усилия, чтобы вернуть остальные объекты.

В 1946 г. храм был расчищен от развалин. Были проведены работы в целях защиты уцелевших сводов. Разрушенные своды были восстановлены по образцу платформ, висящих на стальных канатах на высоте 30 м. Первый этап реконструкции, включающий в себя восстановление ворот окон и полов, был закончен торжественным освящением части храма 17 ноября 1955 г. Благодаря этому, часть храма снова стала главной достопримечательностью города. После этого началась кропотливая работа по реконструкции храма и отдельных сакральных памятников старины. Этим и по сей день занимается настоятель храма и 40 его сотрудников, благодаря пожертвованиям прихожан и многочисленных туристов со всего мира.

20 ноября 1965 г. указом Папы Римского Павла VI Мариацкому храму был присвоен статус меньшей базилики. 2 февраля 1987 г. был провозглашен указ Конгрегации по делам епископов о присвоении Мариацкой Базилике статуса Кафедрального собора. 12 июня 1987 г. Кафедральный мариацкий собор посетил Святой Отец Иоанн Павел II для встречи с больными и работниками медицинской службы.

Площадь собора составляет 155000 кв. м, длина 105,5, ширина в трансепте 66 м. На 27 опорах держится восхитительный свод в форме звезд и кристаллов. Свод уходит к небу на высоту 30 м. Храм освещается 37 огромными окнами, среди которых самым большим является восточное окно, украшенное витражом, площадью 127 м2. Храм вмечает около 20 тыс. человек. К входу в храм ведут 7 ворот, каждые с разной улицы. Храм украшают 7 шпилевых и 3 керамические башни, а также массивная колокольная башня высотой 82 м с 2-мя крышами, между которыми находится смотровая площадка.

Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на Гданьск, Балтику и Жулавы.
Убранство храма состоит из ценных памятников старины готической, маньеристической и барочной живописи и скульпторства, большинство из которых являются произведениями искусства высочайшего художественного и исторического уровня. Несмотря на противоречивую судьбу храма, уцелевшие произведения искусства представляют собой памятники старины, которые связаны с данной исторической эпохой. След средневекового периода оставили многочисленные скульптуры, алтарное ретабло и их фрагменты как польского периода, так и периода крестоносцев, приобретенные главным образом на деньги местного мещанства, которое являлось в те времена элитой Гданьска.

Монументальный старинный комплекс состоит из современных многочисленных нагробных памятников, живописных эпитафий и мемориальных досок с гербом, на которых изображен лютеранский храм в 1572 г., перешедший во владение евангелической гмины, а также комплекса скульптур и картин эпохи Барокко. После Второй мировой войны многие молельни были изменены, и только некоторые были выполнены на высоком художественном уровене. Кроме этого, в Базилике были установлены элементы убранства костела Св. Иоанна (амвоны, органный проспект, купель, несколько эпитафий и картин).

Адрес:
Gdansk, ul. Podkramarska 5
Сайт: http://www.bazylikamariacka.pl

Время работы:
Понедельник, вторник, среды, Четверг, Пятница, Суббота:09:00 - 18:00
Воскресенье:13:00 - 19:00

  www.Gdansk.ru